За помощью к адвокату нашего бюро обратилась мать-одиночка. Внешний вид женщины свидетельствовал о ее тяжелых жизненных условиях и пристрастии к алкогольным напиткам. Орган опеки забрал у нее малолетнего сына прямо с занятий в школе и поместил мальчика в Центр социально-психологической реабилитации детей. После шести месяцев пребывания ребенка в центре, орган опеки обратился в суд с иском о лишении матери родительских прав за уклонение от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию ребенка и о взыскании с нее алиментов.
Суд в первой инстанции вынес решение об удовлетворении исковых требований органа опеки. Данное решение суда и перспектива потерять собственного ребенка стали для матери мощным стимулом не только для исправления поведения, но и для переосмысления и изменения своей жизни в целом.
Тревожное состояние матери, ее обеспокоенность за судьбу сына, и решительность в поиске способов защиты своих родительских прав, не оставили у адвоката сомнений в том, что эта женщина нуждается в срочной квалифицированной правовой помощи. На изучение материалов дела, выработку правовой позиции и апелляционное обжалование решения суда у адвоката было всего пять дней.
За это время адвокат внимательно изучила все доводы и доказательства органа опеки, опросила родственников семьи, посетила ребенка в реабилитационном центре, переговорила с педагогами, сделала необходимые адвокатские запросы, ознакомилась с условиями жизни семьи. Было установлено, что семья действительно находится в тяжелых жизненных условиях и нуждается как в социальной, так и в материальной помощи.
Возникал вопрос, почему орган опеки не учитывает интересы второго несовершеннолетнего ребенка, который хоть и старше по возрасту, но также проживает в этих условиях. В ходе работы, адвокат выяснила, что дети отличаются по характеру и, младший ребенок, который имеет более трудный характер, очень не удобен для школы, своим поведением подрывает имидж и авторитет школы.
Не уделив должное внимание социальной помощи семье, орган опеки принял решение о применении к матери такой крайней меры, как лишение ее родительских прав в отношении именно того ребенка, который создает проблемы для школы. При этом не были установлены причины тяжелых жизненных условий семьи, не был учтен тот факт, что семья нуждается в защите от насилия и асоциального поведения биологического отца ребенка.
Этот человек никогда не заявлял своих прав на мальчика, в брачных отношениях с матерью не состоял, но незаконно проживает в их доме, ведет аморальный образ жизни, пьянствует и устраивает скандалы с применением физического насилия. Мать, будучи слабым по натуре человеком, не смогла противодействовать этому человеку, и, уходя от проблем, она сама стала злоупотреблять алкоголем, что имело отрицательные последствия для благополучия семьи. Отсутствие образования, не активная жизненная позиция стали причинами, по которым она не может найти достойную работу, и вынуждена перебиваться случайными подработками дворника или уборщицы. Основное внимание и заботу дети получали от бабушки. Пенсия бабушки часто была единственным источником доходов семьи.
Однако при личной беседе с ребенком адвокат установила, что мальчик имеет негативные эмоции только по отношению к биологическому отцу, что он любит свою маму, очень скучает по дому, сильно переживает, что его разлучили с мамой, братом и с бабушкой. В апелляционной жалобе адвокат обратила внимание суда на статьи 12 Конвенции ООН о правах детей, статьи 171 Семейного кодекса Украины о необходимости учитывать мнение ребенка в тех вопросах, которые касаются его жизни.
Кроме того, в суде адвокат подняла вопрос о том, что лишение родительских прав – это крайняя, исключительная мера реагирования именно на сознательноеуклонение родителем от выполнения своих обязанностей. Это означает, что применение такой меры допускается лишь тогда, когда изменить поведение родителя в лучшую сторону невозможно и только при наличии вины в действиях такого родителя. Адвокат сумела убедить суд, что в поведении матери нет осознанного уклонения от воспитания, что за время судебного разбирательства она уже перестала употреблять алкоголь, встала на путь исправления, что разъединение семьи не будет иметь должного воспитательного воздействия, а наоборот, станет серьезной психологической травмой, как для ребенка, так и для матери.
Суд апелляционной инстанции, сделав строгое предупреждение матери, согласился дать ей шанс на исправление, и отменил решение суда первой инстанции о лишении ее родительских прав.
Слезы радости на глазах матери во время зачитывания судом решения стали ценным вознаграждением за работу адвоката нашего бюро Елены Алехиной.